Дни шестой и седьмой, 25-26 июля

Первый день сплава

Ура! Вот наконец-то наступил день, когда мы все вместе отправились на сплав по великой эстонской реке Выханду. Загрузив в автобус кропотливо собранные накануне вещи, мы поехали к началу маршрута, где нас ждали трехместные каноэ. Состав экипажей был определен заранее, но у ребят была возможность оставить пожелания и указать тех, с кем они хотели бы оказаться в одной лодке.

Сплав начался в «тихом» участке реки. Ивар провел подробный инструктаж и рассказал, как нужно грести, поворачивать, разворачиваться, но самое главное — что делать, если ты попал в беду. Сначала мы гребли смешно — от берега до берега, потому что новоявленным штурманам надо было привыкнуть к необходимому набору действий (рулить все-таки не так уж просто, когда сидишь в лодке первый раз), но ребята помогали друг другу, и мы достаточно быстро вышли на приличную скорость. Во время первой половины сплава особенно заметно было, насколько все дружелюбны и готовы к взаимопомощи.

Так мы гребли, гребли, гребли. Периодически встречались с кустами и корягами, но от этого нам становилось еще веселее. Погода радовала нас солнышком и пушистыми кучками облаков. Вскоре мы прибыли к месту первой стоянки, где приступили к обеду и попробовали знаменитые пирожки с мясом от Ивара, которые никого не оставили равнодушными.

После обеда мы снова расселись по лодкам, немного скорректировав состав экипажей, и отправились в путь дальше. К сожалению, этим летом некоторые участки реки обмелели настолько, что даже наши легкие каноэ завязли бы в тине, поэтому второй отрезок сплава получился коротким, что немного расстроило ребят (при этом, в целом за день обычная н”норма” по километражу была даже перевыполнена). Но неунывающей команде ЧАРЛИ все нипочем! По пути на хутор Ивара и Иво, где мы собирались переночевать, мы пели задорные песни и всячески веселились.

Прибыв на место стоянки, расположенное среди живописных полей и липовых рощ, ребята разбили настоящий палаточный лагерь. Многие из них впервые устанавливали тенты и стелили пенки, но все справились на отлично. Было приятно смотреть, как соседи по палаткам помогают друг другу натягивать каркасы и раскладывать спальники — ребята показали себя как настоящая команда! После установки лагеря нас ждал отдых — сауна и купание в пруду.

Вечером мы, сражаясь с комарами, играли во фрисби, устроили клуб любителей игры в «да-нетки». Многие из ребят отправились на пшеничное поле встречать (или провожать?) закат. После ужина у мы провели традиционную вечернюю свечку в не вполне традиционном формате. В качестве свечки выступил большой жаркий костер, а рассказать о своих впечатлениях о прошедшем дне могли не только члены отрядов, но  и гости, прибывшие к нам на сплав. Во время костра царила атмосфера уюта, дружелюбия и спокойствия. Все дети остались довольны первым днем сплава, многие научились чему-то новому, многие открыли в своих товарищах ранее неизвестные качества. Конечно, сплавляться по реке не так просто — нужно постоянно грести, следить за течением и неожиданными поворотами реки. Само собой, все мы устали, поэтому, впервые за первую неделю смены, после объявления отбоя даже самые активные из участников моментально отошли ко сну.

Второй день сплава

Второй день сплава начался для нас на хуторе Ивара и Иво с проливного дождя. Казалось, природа идет против нас и совсем не хочет, чтобы наше путешествие прошло под лучами теплого солнышка. Немного приуныв, мы собрали палатки, очистили площадку, где находился лагерь, от мусора, позавтракали и забросили вещи в автобус. Тем не менее, когда мы прибыли к месту назначения, тучи разлетелись, и над нашими головами синело яркое июльское небо. Подивившись погодным чудесам и пожурив синоптиков, мы отправились в путь.

Сегодняшний отрезок реки был более сложным и опасным: здесь нас ждали большие камни, мели, упавшие в воду деревья, развилки и даже небольшие пороги. Ивар вновь провел нам инструктаж и объяснил, как искать самое правильное место для прохождения порога. Оказалось, что нужно отыскать «треугольник», стороны которого образованы волнами, идущими от большущих камней. При прохождении порога самая сложная задача была у наших штурманов, сидящих на корме каноэ: нужно было очень быстро реагировать на поведение потока, чтобы ложка не развернулась. Некоторые экипажи застревали на бревнах и камнях, но соседние лодки всегда пытались помочь попавшим в передрягу товарищам. Все нас покорили берега реки: нависающие гирляндами ветки деревьев, разноцветные пещеры из песчаника, звонкие прозрачные ручьи, стекающие с обрывов. По пути мы познакомились с бытом жителей южной части Эстонии, с характером их построек, устройством полей и садов.

Погода радовала, и прибыв к месту стоянки, мы решили устроить себе развлечение.  На хуторе, где мы остановились, каждую смену традиционно проводится соревнование на канатах. Выглядит это так: держась за один канат и наступая на другой, два человека начинают двигаться из противоположных концов площадки Все бы ничего (вернее, к лучшему), только под канатами находится пруд. Одно неосторожное движение — и ты плюхаешься в воду.  Больше всего нас покорил Артем, который не побоялся сразиться одновременно аж с двумя серьезными и опытными противниками. Тёма храбро вступил в поединок и скинул в воду обоих, заработав аплодисменты публики.

После канатов мы плотно пообедали и отправились дальше покорять пороги.  Второй отрезок пути оказался для некоторых экипажей намного сложнее предыдущего, но так или иначе все мы прибыли к месту назначения и, мокрые и счастливые, отправились домой, в Ароссу, где нас ждали горячая сауна и сладкий послеобеденный сон. Поскольку все мы очень устали, тихий час был удлиненным: сегодня мы не ходили на секции и сразу после сна отправились на ужин.

После ужина инструктора предложили ребятам посмотреть замечательный мультипликационный фильм Хаяо Миядзаки «Ариети в стране лилипутов». Выбор фильма произошел не случайно. Во-первых, это произведение японского режиссера, что совпадает с тематикой смены. Во-вторых, этот фильм в японских школах демонстрируется детям для воспитания эстетических представлений, и мы решили не отставать от педагогов Страны Восходящего Солнца. В-третьих, герои мультфильма демонстрируют главные человеческие качества: верность, дружелюбие, храбрость и отвагу, желание помочь человеку, находящемуся рядом с тобой вне зависимости от того, какой он. Дети оценили выбор инструкторов: многим из ни фильм понравился, о чем они с радостью рассказали на вечерних свечках.

Говоря о сегодняшних вечерних свечках, нельзя не отметить немного отличающийся их формат по сравнению с предыдущими днями в Ароссе. Дети не просто делились впечатлениями о прошедших днях сплава, но и рассказывали о том, каким они видят отряд — какие у него плюсы и что нужно сделать, чтобы вырасти как коллективу. Они рассказывали друг о друге, становясь с каждой минутой еще ближе и сплоченнее.

Так, обменявшись впечатлениями, мы, уставшие, но довольные отправились спать. Завтра нас ждут новые свершения и новые победы!